Исполнитель

Елена Показанник
А. С. ДАНИЛОВ
Служение своему делу

Блестящий исполнитель, ставший лучшим в своем жанре и объездивший весь мир… Талантливый педагог, воспитавший целую плеяду концертирующих балалаечников, домристов, гитаристов…  Мудрый администратор и руководитель, 25 лет возглавлявший Ростовскую консерваторию… За 68 лет Александр Степанович Данилов прошел путь, которого с лихвой хватило бы на две, а то и на три жизни. Несомненно, что этот путь достоин более подробного, монографического, изучения и описания. Пока же личности А. Данилова и его достижениям посвящены лишь многочисленные отзывы в прессе (более 300), упоминания в диссертационных исследованиях, учебниках и учебных пособиях по истории исполнительства, портретная зарисовка А. Помазкина и два интервью с автором данной статьи. Добавим еще несколько штрихов к портрету.

Начав знакомство с музыкой в раннем детстве с игры на баяне, через несколько лет Александр Данилов освоил и балалайку. Окончательный выбор в пользу последней был сделан только по окончании музыкального училища. В 1963 году, поступив в ГМПИ им. Гнесиных, Александр попал в класс известного педагога и исполнителя Олега Николаевича Глухова. Учеба в вузе была прервана трехлетней службой на флоте, а потому только в 1971 году начался следующий этап – обучение в ассистентуре-стажировке под руководством выдающегося балалаечника П. И. Нечепоренко.
Павел Иванович Нечепоренко – народный артист СССР, профессор Гнесинки, основатель современной исполнительской школы игры на балалайке – был, несомненно, высшим авторитетом для всех, в том числе и для А. Данилова. Приведу слова самого Александра Степановича: «Как при жизни, так и после смерти для нас Павел Иванович Нечепоренко будет Учителем во всем: в профессиональной ответственности, бескомпромиссности в достижении главной цели, работоспособности, целеустремленности и отстаивании интересов нашего жанра»1. (Забегая вперед, «в сегодня»,  отмечу: Ученик несомненно достоин своего Учителя – ведь при характеристике самого героя данной статьи все эти эпитеты уместны и заслуженны. Но вернемся в 70-е).
Именно в период обучения у П. И. Нечепоренко А. Данилов показывает первые выдающиеся результаты – лауреатство на трех самых престижных конкурсах (всероссийском, всесоюзном и международном). Общеизвестно, что для народников в тот период получить звание лауреата на конкурсе было несоизмеримо сложнее, чем теперь, а посему и ценность этих званий чрезвычайно высока.
Победы на конкурсах открывают новую, концертную, перспективу. О постепенном восхождении на Олимп в данном случае говорить неуместно – был стремительный взлет и тридцатилетний период высшего пилотажа. Уже в первые годы концертной деятельности Александр Данилов – один из лучших исполнителей на балалайке, востребованный на филармонической эстраде не только и не столько в силу популярности жанра, сколько в силу собственного яркого таланта. Вехами на этом пути стало сотрудничество А. Данилова с прекрасными музыкантами: баянистом Вячеславом Семеновым, пианистами Олегом Барсовым и Наталией Морозовой. Отличительная особенность этих дуэтов при всей индивидуальности музыкантов – установка на равноправие партий, и, в результате, – художественно убедительный вариант камерно-инструментального прочтения каждого произведения, даже традиционных вариаций на народные темы2.
Несмотря на удаленность от Москвы, на протяжении десятилетий А. Данилов оставался ведущим исполнителем-балалаечником в мире. Гастроли в более чем 100 городах России и республиках бывшего СССР, в 36 странах на пяти континентах неизменно вызывали восторг  публики. Приведу лишь пару цитат из бесконечных хвалебных отзывов:
«Александр Данилов всесторонне доказал, что балалайка – серьезный концертный инструмент… Более всего поразила его способность придать трехструнному инструменту такое  удивительное многообразие звучания, от нежных звуков пиано до почти сокрушительного форте (как, например, в «Петрушке» И. Стравинского)… Наверное, сам Ф. Крейслер не смог бы сыграть «Радость любви» с таким ощущением типичной венской интонации…» (Matthias Hans, газета «Neue Westfalische», 15.0.1994);
«… Александр Данилов … стал звездой вечера. То, что его называют «Паганини балалайки», – не преувеличение, настолько поражает его грандиозная игра… Исполнение отличалось технической гениальностью, однако при этом Александр Данилов сумел передать все бесконечное богатство музыкальных идей различных композиторов с высочайшим пониманием и проникновением. Подкупала также способность артиста к перевоплощению. Его инструмент звучал то жестко, где-то чопорно, где-то вызывающе, то вдруг сразу же нежно и меланхолично, с тем неповторимым обаянием красок, которые превращают балалайку в олицетворение русской музыки…» (Margo Berg, газета «Die Glocke», 16.09.1999).
Признание публики разделяли и коллеги-профессионалы, всегда высоко оценивавшие исполнительский стиль А. Данилова:
«… в его исполнении поражала высокая интеллектуальная работа, безупречный вкус, яркая эмоциональная подача материала. Всем своим творчеством он уверенно раскрывает возможности балалайки, пропагандирует и развивает академическую школу игры на этом уникальном инструменте, поставив его на один уровень с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими классическими инструментами» (из отзыва народного артиста России, профессора РАМ им. Гнесиных В. Зажигина);
«Гордостью … отечественной музыкальной культуры стали имена воспитанников факультета, дирижеров В. Федосеева, А. Лазарева, Н. Некрасова…, баянистов Ю. Казакова, В. Склярова, В. Семенова…., балалаечников П. Нечепоренко, М. Рожкова, В.Зажигина, А. Данилова» (из статьи народного артиста России, заведующего кафедрой РАМ им. Гнесиных, профессора Ф. Р. Липса).
«…горжусь, что А. С. Данилов стал вдохновителем, первым исполнителем и пропагандистом моих сонат и концерта для балалайки с оркестром…» (из отзыва народного артиста России, профессора РГК А. Кусякова);
«А. Данилов – один из лучших исполнителей-балалаечников» (из учебника «История исполнительства на русских народных инструментах» доктора искусствоведения, профессора РАМ им. Гнесиных М. Имханицкого).
Более детально исполнительскую манеру А. Данилова описал его выпускник, исполнитель и преподаватель А. Помазкин:
« … его игру отличает необычайно яркий по силе звук в сочетании с благородством тембра, … техническое совершенство, доведенное до блестящей виртуозности и безупречной стабильности. Хочется отметить экспрессию и чистоту пассажей, особенно в трудноисполнимом верхнем регистре, а также свойственную исполнителю упругость, четкость, временную и динамическую сбалансированность… Точное интонирование с выпуклой фразировкой и контрастной динамикой, четкая ритмическая организация согласуются в его игре с вокальным произношением кантилены, гибким, утонченным использованием агогических приемов»3.
Широкому признанию исполнительского творчества А. Данилова способствовали многочисленные фондовые записи на  радио, постоянно звучавшие в эфире по всем программам радиовещания, выступления на Центральном телевидении и телестудиях российских и зарубежных городов, запись и издание фирмой «Мелодия» трех дисков с сочинениями отечественных и зарубежных композиторов, издание сборников концертных произведений «Играет Александр Данилов», его транскрипций и авторских сочинений издательствами «Музыка», «Композитор» и др. 
На обогащении концертного репертуара следует остановиться особо. Эта сфера деятельности А. Данилова имела два основных направления – создание инструментальных версий клавесинной, скрипичной, фортепианной, оркестровой музыки и расширение оригинального репертуара. Благодаря активной работе А. Данилова в концертные, конкурсные и учебные программы балалаечников вошли сочинения И. Стравинского, М. Мусоргского, П. Чайковского, Д. Гершвина, Д. Мийо, Ф. Крейслера, П. Сарасате, И.-С. Баха, А. Вивальди, Н. Паганини…   Помимо транскрипций и переложений им создано большое количество обработок народных мелодий, фантазий и этюдов4.
К сочинению А. Данилов обратился уже в начале 70-х – сначала в роли транскриптора, вносящего большую толику собственных музыкальных «мыслей» в исходный авторский вариант, позже – в роли автора постоянно исполняющихся концертных пьес и востребованных в педагогической практике этюдов5. Многообразие и оригинальность  композиторских находок  можно услышать не только в партии балалайки, но и второго, дополняющего инструмента – фортепиано или баяна (опять таки, говорить об аккомпанементе – в силу интонационно-фактурной насыщенности и индивидуальности этих партий – не приходится).
Понимание важности исполнения оригинальной музыки присутствовало у А. Данилова с самого начала его концертной деятельности. Приведу слова героя данной статьи, сказанные им в интервью в 2005 году: «Теперь судьба балалайки как самостоятельного концертного инструмента зависит, прежде всего, от исполнителей.  Не устаю повторять: надо играть прежде всего оригинальную музыку, и не эксклюзивно, в форме разовых показов, а постоянно. Когда я активно концертировал, то играл в одном отделении только оригинальную музыку, хотя какая-нибудь Тарантелла Вьетана или Вторая рапсодия Листа обеспечивают гораздо более громкие аплодисменты. Нельзя идти по этому пути – прежде эффектность, а уже потом академичность  и собственное лицо. Думаю, что надо, по крайней мере, сочетать»6.
Эта позиция выглядит логичной и естественной в начале ХХI века, но в конце 60-х так думали совсем немногие. Большинство балалаечников в те годы, да и позже, предпочитали исполнять традиционные обработки народных мелодий, два-три сочинения крупной формы (концерты Ю. Шишакова и С. Василенко) и несколько виртуозных транскрипций, ставших на тот момент классикой жанра. Нежелание и неготовность играть музыку новую, более сложную, было повсеместным. Впрочем, к моменту начала исполнительской деятельности А. Данилова сам список академических сочинений, созданных специально для балалайки, представлял собой довольно ограниченный перечень. Ощущалась острая нехватка современной музыки, раскрывающей возросшие исполнительские возможности балалаечников и новый, профессиональный статус инструмента.
Процесс академизации народных инструментов, постепенно набиравший  обороты в середине ХХ века, к началу 70-х вышел на новый этап. Этому способствовал целый ряд причин, в том числе – появление поколения исполнителей, не желавших довольствоваться сочинениями, по большей мере устаревшими в интонационном и образно-содержательном плане. Они были готовы и хотели играть современную, сложную, академическую музыку. Первопроходцами среди баянистов стали Ф. Липс, О. Шаров, В. Семенов… Среди балалаечников эту миссию с большим энтузиазмом и увлеченностью возложил на себя Александр Данилов. Именно благодаря его усилиям в репертуар вошли сонаты для балалайки З. Черной, позже – соната А. Гречанинова7. Но подлинный прорыв был совершен в сотрудничестве  с ростовским композитором Анатолием Кусяковым.
Три сонаты для балалайки и фортепиано и Концерт для балалайки, струнных, ударных и фортепиано – до сих пор непревзойденные вершины в жанре сонатно-симфонического цикла для балалайки. Инициатором создания этих сочинений, их редактором, первым исполнителем сонат стал Александр Данилов. Вот как он сам описывает тот период своей жизни: «…еще в 60-е, в годы учебы в  Гнесинке, меня угнетала необходимость играть лишь переложения и обработки – ведь качественной, современной по языку оригинальной музыки было очень мало! В тот период многие композиторы стали писать для народных инструментов, в основном для оркестров. Некоторые из них пробовали сочинять и для балалайки, но для этого им нужен был редактор-исполнитель…  Глухов и Нечепоренко, к которым с подобными вопросами подходили композиторы, зная о моих интересах, направляли их ко мне. Я начал редактировать сочинения, самыми запоминающимися из которых были две трехчастные сонаты З. Черной (Первую я исполнял на госэкзамене, Вторую – в аспирантуре; показывал их Федосееву – он слушал с удивлением, положительно отреагировал), соната-каприччио Ю. Объедова, первые опусы А. Тимошенко. С тех пор у меня лежит много нот, хранящих отблески  того этапа поисков и экспериментов. Но все это было лишь предысторией… 
И вот я приехал в Ростов: начал работать в РГМПИ, гастролировать, стал лауреатом трех конкурсов… Проблема оригинального репертуара, отсутствия в нем сонатной формы по-прежнему была острой. Так что обращение к Кусякову было продиктовано, прежде всего, моим стремлением к современной музыке» .
Ответной репликой приведу слова самого А. Кусякова: «… в 1975 г. судьба меня свела с выдающимися музыкантами, воспитанниками института им. Гнесиных баянистом В. А. Семеновым и балалаечником А. С. Даниловым. Сегодня совершенно очевидно: не встретив их, я никогда не писал бы для баяна и балалайки. Эти два уникальных человека одинаково для меня дороги, они – крестные отцы всей моей музыки для народных инструментов…
Александр Степанович Данилов определил первоначальное направление моих поисков и задал очень высокий уровень требований к сочиняемым произведениям. Именно он был редактором всех моих балалаечных сочинений, ему посвящены первая и третья сонаты, он впервые их исполнил. В его лице я всегда находил и нахожу единомышленника: он не только поддерживает все мои «композиторские» начинания, но и принимает личное участие в решении вопросов, связанных с публикацией моих произведений, активно пропагандирует мою музыку. Уже многие годы его лучшие студенты и аспиранты на всех международных и всероссийских конкурсах играют мои сонаты, обсуждается возможность включения моих сочинений в качестве обязательных для исполнения на различных конкурсах. Новое поколение исполнителей, воспитываемых А. Даниловым, унаследовало от своего учителя высокий профессионализм, самокритичность, интеллигентность. И писать для таких музыкантов проще уже не стоит» .
Об учениках А. Данилова следует сказать особо. За 42 года педагогической деятельности им создана уникальная исполнительская школа. Особенность педагогических результатов Александра Данилова заключается в том, что представители каждой специальности – балалаечники, домристы, гитаристы  – более 40 раз становились лауреатами на самых престижных международных и всероссийских конкурсах, в том числе 12 раз – на Международном конкурсе исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» (Череповец). 
Среди учеников А. Данилова – известные исполнители и педагоги Ольга Каморник, Антон Глушкин, Сергей Ковтунов, Юрий Алешников, Владимир Ситников (гитара), Александр Колонтаев, Сергей Мищенко, Алексей Буряков, Валентин Терещенко, Артур Давлетшин, Юрий Стасенков, Алексей Коденко, Сергей Кириенко, Шотаро Китагава, Григорий Будюк (балалайка), Ольга Лаптева (домра) и многие другие.
Педагогическая и просветительская деятельность А. Данилова не ограничивается пределами России. Среди его учеников – представители из Японии, США и Германии, он активно сотрудничает с коллегами-исполнителями из разных стран. Такая активная творческая позиция, несомненно, способствует пропаганде русского исполнительского искусства за рубежом, содействует расширению культурных контактов.
Общественное признание Александра Данилова как музыканта выражается в ежегодных приглашениях его в составы жюри различных исполнительских конкурсов по всей России. А. Данилов также является постоянным председателем жюри Всероссийского конкурса мастеров-изготовителей «Созвездие мастеров» в  Москве. Об этом конкурсе и роли А. Данилова в его организации следует сказать особо. На протяжении десяти с лишним последних лет конкурс проводится с целью активизации усилий мастеров-изготовителей по совершенствованию параметров балалайки. Стандарт инструмента, определенный еще в XIX веке в период усовершенствования балалайки В. Андреевым, на протяжении последующего столетия подвергался конструктивным изменениям, касающимся, прежде всего, акустических характеристик, расширения диапазона, удобства игры в условиях накопления новых способов игры и обновления всей технологии звукоизвлечения. Членами жюри, определяющими лучшие мастеровые инструменты, являются ведущие исполнители – мэтры, чей авторитет в оценке качества звучания неоспорим. Председателем жюри в секции «балалайка» является А. С. Данилов, на протяжении своей исполнительской карьеры игравший на лучших инструментах работы выдающихся мастеров С. Сотского и М. Купфера.
Интенсивная творческая, педагогическая, общественная деятельность А. Данилова в рамках данной статьи может быть обозначена лишь тезисно, так что остается надеяться, что сам А. Данилов когда-нибудь найдет в своем безумном графике несколько часов для неспешного рассказа о пройденном и  осмысленном – с тем, чтобы можно было подробно изложить эти замечательные и для многих интересные детали в развернутом биографическом материале.
Нынешний же, в силу жанра эскизный, портрет нашего героя был бы неполным без еще одной «маленькой детали» – его административной работы. Эту огромную часть жизни – существенную для послужного списка и не существенную (а вернее противопоказанную) для талантливого музыканта – А. Данилов прожил не менее интенсивно: с 1981 года – в роли проректора по учебной работе, а с 1988 года и по сей день – в роли ректора Ростовского музыкального вуза. Больше двадцати пяти лет А. Данилову удавалось полноценно сочетать все свои «жизни» – и концертную, и педагогическую, и управленческую. Приведу слова, сказанные им в юбилейном интервью: «…чтобы оставаться исполнителем, я на протяжении последних двадцати четырех лет … ежедневно, после административной и педагогической работы, порой до полуночи, занимался на инструменте. В эти два-три часа я и ощущал себя состоятельным музыкантом»
Именно в годы руководства А. Данилова в консерватории произошли все те структурные и качественные изменения, которые позволили ей завоевать авторитет одной из ведущих консерваторий России. По инициативе  А. С. Данилова в Ростовской консерватории созданы ССМШ (Колледж) для одаренных детей, Центр дополнительного образования, аспирантура, докторантура; им поддержаны инициативы по открытию новых специальностей  (звукорежиссуры, музыкального менеджмента, джазового и народного пения, оперно-симфонического дирижирования), создано пять новых кафедр. В течение последних 20 лет Ростовская консерватория стала одним из главных российских центров проведения ежегодных международных научных конференций и музыкальных фестивалей, масштабной издательской деятельности. Упомяну здесь лишь самые значительные: четыре международных фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры» (с приглашением выдающихся композиторов современности К. Пендерецкого, Г. Качели, А. Эшпая, В. Сильвестрова, Э. Артемьева, Р. Леденёва, композиторов из США, Нидерландов, Франции и др. стран); более десятка международных научных конференций; многоэтапный международный проект «Европейская молодежная опера», осуществлявшийся совместно с Шотландской Королевской академией музыки и драмы при поддержке Евросоюза; творческое сотрудничество с ведущими музыкальными вузами Армении, Белоруссии, Франции, Германии, Италии, Южной Кореи и т.д.
Сегодня Александр Степанович Данилов – один из самых опытных ректоров музыкальных вузов России. В составе Президиума учебно-методического объединения при Министерстве культуры РФ по высшему музыкальному образованию, в печати и средствах массовой информации он  ведет активную деятельность по сохранению сложившейся в России системы непрерывного музыкального профессионального образования, признанного за рубежом лучшим в мире.
В чем же залог таких высоких результатов Ростовской консерватории? Конечно, показатели вуза – итог кропотливой, ежедневной работы и руководителей структурных подразделений, и преподавателей, и концертмейстеров, и вспомогательного персонала. Но объединяющий стержень, организующий, направляющий и оптимизирующий работу любого коллектива – это его лидер. Секрет высочайшего авторитета А. Данилова – в уникальном наборе его профессиональных и личностных качеств. В интервью, данном в 2005 году, сам А. Данилов лаконично и емко себя характеризует. В этих словах нет позерства и бравады, порой они излишне самокритичны, но выражают самую суть его стиля руководства:
[вопрос: Кем Вы себя сегодня больше ощущаете: исполнителем, педагогом, руководителем?]
– Конечно же, руководителем, а точнее – слугой тысячи с лишним господ, составляющих коллектив консерватории. Если перечислять и дальше варианты самооценки этой роли, то, в зависимости от обстоятельств, ощущаю себя то «козлом отпущения», то «чистильщиком-либеро», часто – спасателем МЧС, иногда – игроком в русскую рулетку или заложником, за которого никто не даст выкупа.
Ректор консерватории последние 15 – 20 лет  должен быть и сантехником, и юристом, и бухгалтером с устойчивыми свойствами Плюшкина, хотя бы поверхностным строителем, «крутым пацаном» во взаимоотношениях с арендаторами, Талейраном в общении с СЭС, пожарниками, КРУ и т.д. и т.п. При этих непременных качествах желательна еще одна маленькая деталь: ректор консерватории, по возможности, должен быть универсально эрудированным музыкантом, понимающим специфику каждой специальности, иначе преподаватели спецкафедр не станут воспринимать тебя всерьез даже в качестве сантехника...
- Успешно возглавлять любой коллектив – непросто, творческий же, где каждый привык быть первым, – в особенности. Какими принципами Вы «руководствуетесь, руководя»?
- Самый главный принцип, вернее, внутренняя установка, пожалуй, такова: «я – равный среди равных, не первый, но единственный, кто отвечает за все, особенно негативное». Я осознанно работаю для всех. При этом мне всегда претило демонстрировать свою значительность, а тем более – многозначительность. И, что самое важное для внутренней свободы, я никогда не боялся лишиться бремени своей должности (это, пожалуй, мое единственное сильное качество). 
С позиции современных стандартов я – неважный менеджер-руководитель. Как большинство музыкантов – не прагматик, не рационалист. Мне не хватает жесткости, административной твердости, которые всегда облегчают решение производственных проблем. Но я всегда помню, что в творческом вузе, особенно музыкальном, как в отгороженной от действительности резервации, живет и трудится особая, исчезающая в силу все большей невостребованности порода людей, чья подвижническая педагогическая и творческая деятельность не является средством зарабатывания денег. Процесс получения ими зарплаты в кассе бухгалтерии – это ежемесячно повторяющееся наивное изумление, короткое прозрение при столкновении с иной реальностью, когда труд нынешних Нейгаузов, Столярских, Наумовых оценивается горе-государством ниже допустимого – черты выживаемости. Подобные люди, практически бескорыстно сохраняющие культурные, музыкальные традиции нашего Отечества, достойны того, чтобы служить им и нашей профессии, сохраняющей в человеке духовное и нравственное начало» .
Что ж, резюмируя сказанное, отмечу: Александр Данилов – один из тех героев, о которых он говорит в своем интервью: бескорыстных, увлеченных, ищущих, для которых нет ничего важнее, чем служение Музе, служение своему делу.

Помазкин А. К юбилею выдающегося деятеля музыкальной культуры России А. С. Данилова // История исполнительства на народных инструментах. Неизвестные страницы. Таганрог, 2011, с. 32-38.

1 Данилов А. Художник ушедшей эпохи: памяти Павла Ивановича Нечепоренко // Народник, 2000, № 1 (65). С. 33-34.

2 Сегодня нам доступны многочисленные записи дуэтов А. Данилова с О. Барсовым и В. Семеновым – эталонные версии прочтения оригинальных композиций и транскрипций.

3 Помазкин А. К юбилею выдающегося деятеля музыкальной культуры России А. С. Данилова, с. 35

4 Опубликованные сочинения и переложения: Играет Александр Данилов. М., 1987; Пьесы для балалайки соло «Музыка», 1988; Транскрипции для балалайки и фортепиано, Ростов н/Д, 1999; Обработки и транскрипции для балалайки и фортепиано, Ростов н/Д, 2001; Концертные пьесы на темы русских песен, Ростов н/Д, 2010; Из репертуара Александра Данилова, М., 2010.

5 Концертные пьесы на темы русских народных песен «Из-за горочки туманик выходил», «Новые коробейники», «Калинушка», наряду с многочисленными транскрипциями и фантазиями, составляют сегодня «золотой фонд» репертуара балалаечников.

6 Данилов А. «Мы еще не доросли до высоты его музыки». Интервью с Е. Показанник // Анатолий Кусяков: времена жизни. Ростов-на-Дону, 2008. С. 49.

7 Как редактор и первый исполнитель А. Данилов восстановил и издал в 2000 году трехчастную Сонату для балалайки и фортепиано видного русского композитора  А. Гречанинова, написанную в эмиграции, в Нью-Йорке, в 1952 году.

Данилов А. «Мы еще не доросли до высоты его музыки», с. 43.

Кусяков А. «Истинное искусство всегда элитарно…». Интервью с Е. Показанник // Анатолий Кусяков: времена жизни. Ростов-на-Дону, 2008. С. 9-32.

Данилов А. Я не боюсь лишиться бремени должности. Интервью с  Е. Показанник // Музыкальное обозрение, 2005, №258

Данилов А. Я не боюсь лишиться бремени должности. Интервью с  Е. Показанник // Музыкальное обозрение, 2005, №258