Что удалось за 25 лет ректорства?

  • Не надоел коллективу, даже в последние годы. Странно, но преподаватели и сотрудники на собраниях, единогласно, тайным голосованием, избирали и продлевали сроки моих ректорских полномочий.
  • Четверть века в нашем Вузе царила бесконфликтная, творческая, созидательная атмосфера. Как следствие – стремительное развитие по всем направлениям, неуклонное утверждение авторитета Ростовской консерватории, как одной из лучших.
  • Удалось отстоять и сохранить независимость Вуза от местных властей. Ни разу в консерваторию не был принят ни один преподаватель или студент по звонку или просьбам свыше.
  • В результате целенаправленных усилий, более чем в 4 раза укрепился научный и творческий потенциал преподавателей: с 19% в 1988 г. – до 90%  (время последней государственной аккредитации в 2008 г.). Четырехкратно возросло число профессоров и доцентов, докторов и кандидатов наук. Более 50% профессоров удостоены почетных званий Заслуженных деятелей, Народных и Заслуженных артистов России.
  • Удалось осуществить давнюю мечту коллектива – преобразовать РГМПИ в Ростовскую государственную консерваторию и присвоить ей имя любимого композитора, С.В. Рахманинова (1992 год).
  • Добиться открытия в структуре консерватории школы 11-летки (ныне ССМШ-колледж) 1993 год.
  • Заложить традицию ежегодных проведений, вначале Всесоюзных, затем Всероссийских и Международных научных конференций и музыкальных фестивалей (с 1989 года).
  • Начата постоянная, ежегодная книгоиздательская деятельность (с 1992 года).
  • Организована консерваторская газета "Камертон" (редактор – А.Я. Селицкий), 1992 год.
  • Организовано послевузовское обучение. Открыта аспирантура и ассистентура-стажировка (1993 год).
  • Открыт совет по защите кандидатских диссертаций (в одной из первых региональных консерваторий) в 1994 году; впоследствии – защите и докторских диссертаций.
  • Открыт Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки в 1995 году (ныне – Центр дополнительного образования).
  • Организована и укомплектована штатами, станками и оборудованием мастерская по реставрации и ремонту роялей – единственная на Юге России (1994 год).
  • Реконструировал часть помещений общежития под учебную базу для 11-летки при консерватории (ССМШ-колледжа), (1996 год). Город, область и Министерство культуры Ростовской области отказались выделять имеющиеся здания или выделить средства для строительства учебной базы единственной на Юге России Специальной школы для одаренных детей.
  • 1996 год: Сохранил совесть и честь, отказавшись в присутствии руководителей города и области подписать обращение ректоров Вузов г. Ростова и Ростовской области в поддержку избрания Ельцина Президентом России. Все остальные коллеги разумно продемонстрировали "мудрость" и "гибкость".
  • В отсутствие оперной студии и оперного театра в г. Ростове-на-Дону до 1994 года, положил начало традиции ежегодных постановок полных оперных спектаклей с оркестром, хором, декорациями и костюмами на театральных сценах города (с 1991 года).
  • Начало традиции проведения "Рахманиновских дней", ежегодных Рахманиновских концертов, приуроченных ко дню рождения великого русского композитора и пианиста (с 1992 года).
  • 1993 год. Начало культурно-просветительской традиции исполнения ранее не звучавших в Ростове-на-Дону крупных сочинений кантатно-ораториального жанра и симфонических шедевров: мессы ми-бемоль мажор Ф. Шуберта, мессы си-мажор И.С. Баха, оратории "Илия" Ф. Мендельсона, Gloria А. Вивальди, "Казни Степана Разина" Д. Шостаковича, реквиема А. Шнитке, "Александра Невского" С. Прокофьева, "Колоколов", "Весны", оперы "Монна Ванна" (мировая премьера с оркестром) С.В. Рахманинова, "Москвы" П.И. Чайковского, "Иоанна Дамаскина" С. Танеева, сочинений Н. Черепнина, В. Сильвестрова, И. Стравинского и многих других (помимо "Ростовских премьер").
  • Инициировал и организовал 4 крупных международных фестиваля современной музыки "Ростовские премьеры" (с 2000 года), с персональным участием крупнейших и известных композиторов современности: Г. Канчели,  К. Пендерецкого, А. Эшпая, В. Сильвестрова, А. Чайковского, Р. Леденева, Э. Артемьева, Ю. Фалика, Т. Шахиди, П. Каспарова, Е. Подгайца, В. Екимовского, М. Броннера, В. Тарнапольского, Д. Корильяно, К. Дженкинса, Ф. Париса, Р. Де Мана и др.; ростовских композиторов В. Ходоша, А. Кусякова, Г. Толстенко, В. Красноскулова, Л. Клиничева, М. Фуксмана и молодых, начинающих авторов.
  • Организован редакционно-издательский отдел.
  • Начаты выпуски ежегодных (затем – ежесеместровых) буклетов концертных сезонов консерватории.
  • 1998 год: Ростовская консерватория – лауреат конкурса "Окно в Россию" среди учреждений культуры Российской Федерации в номинации "Институт искусств года".
  • 1999 год: ректор РГК назван "Человеком года" американским биографическим центром.
  • 2002 год: ректор РГК объявлен "Руководителем года" в ежегодном рейтинге национальной газеты "Музыкальное обозрение".
  • Организован ежегодный выпуск единственного на Юге России профильного научного издания – Южно-российского музыкального альманаха.
  • Ростовской консерватории, одной из первых среди региональных Министерством образования присвоен новый вид высшего учебного заведения – "Академия" (2003 г.).
  • Организована и укомплектована студия мультимедиа консерватории (2004 г.).   
  • Организована и начата подготовка специалистов по новым специальностям "звукорежиссура" и "музыкальный менеджмент"; организованы новые кафедры: оперно-симфонического и оркестрового дирижирования, инновационных и образовательных технологий, музыкальной звукорежиссуры и музыкального менеджмента (2006 г.).
  • Организован и укомплектован концертный отдел консерватории (2007 г.).
  • Начато обучение специалистов по новым специальностям "Народное пение" и "Эстрадно-джазовое пение" (2008 год).
  • Несмотря на угрозы и давление со стороны всех ветвей местной власти, организовал встречу коллектива с представителем официальной власти, но руководителем "неправильной" фракции в Государственной Думе – Г.А. Зюгановым. Тем самым, переступил очередную красную линию, непозволительную для руководителя федерального Вуза в условиях наступления "победившей" демократии. 
  • В результате последней государственной аккредитации, по официальным данным Росаккредагенства, Ростовская консерватория вошла в число лучших – первых 10% из всех 187 разноотраслевых академий России (2008 год).  
  • Ростовская консерватория совместно с партнером – Королевской Шотландской Академией музыки и драмы выиграла среди 300 претендентов Грант Евросоюза с проектом "Европейская молодежная опера" (2008 год).
  • На средства Гранта Евросоюза, силами студентов осуществлены совместные постановки оперных спектаклей на театральных сценах Глазго, Эдинбурга, а затем Ростова-на-Дону: "Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева, "Евгений Онегин" П. Чайковского, "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса, "Федра" Б. Бриттена, "Война и мир" С. Прокофьева (2008-2010 годы).
  • Мировая премьера первой версии оперы С. Прокофьева "Война и мир" в исполнении ростовских и английских студентов в Эдинбурге, Глазго, Ростове-на-Дону. Посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г. (2010 год).
  • С 1989 по 2012 годы в Ростовской консерватории организовано и проведено свыше 20 международных и Всероссийских научных, научно-практических конференций; 20 музыкальных фестивалей; осуществлены постановки 17 полных оперных спектаклей; подготовлено свыше 20 первых исполнений в Ростове-на-Дону (помимо фестивалей "Ростовские премьеры") крупных музыкальных сочинений.
  • Впервые в истории консерватории были приобретены лучшие в мире концертные рояли "Стайнвэй", один из них, в том числе, за собственные накопленные внебюджетные средства (6 млн.руб. 1 экземпляр); приобретены все духовые и ударные инструменты, инструменты для народных и эстрадных оркестров; аппаратура для студии звукозаписи; создана с нуля информационная, множительная, рекламная, мультимедийная материально-техническая база консерватории.
  • В обстановке непрерывного 25-летнего бюджетного дефицита и нищеты, с помощью внебюджетной деятельности (прежде всего, за средства сдачи во временную аренду некоторых помещений и обучения китайцев) удалось придать интерьерам учебного корпуса признаки консерваторского вида учреждения: уникальные картины композиторов (дарение), витражи, зеркала, мраморные лестницы (не успел заменить полностью), залы, туалеты, художественное оформление истории наших творческих событий и многое другое, всегда замечаемое гостями консерватории и, я надеюсь, нашими студентами и преподавателями.
  • Удалась успешная борьба с регулярными нашествиями карательной, тенденциозной и коррумпированной силы, гнетущей бюджетников 20 последних лет: крушниками, СЭСовцами, пожарниками и прочей враждебной среды.
  • Самое существенное: студенты Ростовской консерватории, воспитанные старшим поколением наших замечательных педагогов-бессеребреников, все чаще и регулярнее побеждают в последние 15 лет на крупнейших мировых и российских международных конкурсах, часто оставляя за плечами лучших воспитанников Московской, Санкт-Петербургской консерваторий и других ведущих европейских и мировых  музыкальных Вузов. В наступившие годы XXI-го века эти ребята доказательно и прочно укрепили в стране и мире авторитет ростовской исполнительской школы. Наши воспитанники стали востребованы в лучших оперных театрах страны, в известных столичных симфонических оркестрах, а многие из них, к нашему – не их сожалению – за рубежами России. Ростовская консерватория крепко стала на ноги. Насколько надолго? Нужны ли наши педагогические и творческие достижения нынешней власти, чьи министры и премьеры вот уже 20 лет утюжат нас "реформами", абсолютизируя и до маразма бюрократизируя лишь формы и их структуру, уничтожая тем самым само содержание и лучшие традиции отечественного образования, науки и культуры.
  •  

    Что не удалось?

  • Не удалось, несмотря на ежегодные усилия в течение 25 лет, построить концертный зал. По-прежнему, как и 46 лет назад, Ростовская консерватория единственная в России и в мире, не имеет самой главной учебно-производственной, репетиционной и концертной площадки. Трижды, в разные годы, заявки на проектирование и строительство зала включались в списки Федеральной целевой программы "Культура России", и каждый раз не финансировались. Все средства Минкультуры на капитальное строительство уходили, как в песок, в реконструкцию Большого театра в Москве и строительство Мариинского в Санкт-Петербурге.
  • Не удалось построить жилой дом для преподавателей, концертмейстеров и сотрудников. Минкультуры России, дав письменное согласие на его строительство и финансирование в 1991 году, "кинуло" консерваторию с отселенными под договорные гарантии владельцами частных, снесенных домов на участке и вырытым котлованом, не выделив ни копейки средств, но обещая их ежегодно, с 1991 по 2001 год. Как всегда, виновным назначили стрелочника – ректора.
  • Не удалось, невзирая на многочисленные попытки, отвоевать у местной администрации помещение для 11-летки или построить новое, как планировалось, с интернатом для одаренных детей из глубинки. Подобные материально-технические проблемы у нас можно решить лишь счастливо встретившись в удачном месте с самим Владимиром Владимировичем, или будучи особой, приближенной к императору. Из академических музыкантов такими счастливчиками являются у нас в России только В.А. Гергиев и С. Ралдугин.
  • Не удалось одолеть безответственность, непрофессионализм, вероломство, дикий формализм и некомпетентность в сфере художественного образования чиновников Минобразования и неадекватного, но оттого и столь необходимого премьеру Медведеву министра Ливанова (столь же близким по духу Медведева был еще один реформатор и большой "друг" армии – Сердюков). Мониторинг Вузов в ноябре 2012 года, основанный на гадании по кофейной гуще и непрофильного для консерватории ЕГЭ (по итогам экзамена литературе в школе!) не только оклеветал Ростовскую консерваторию, но и дискредитировал своими параметрами, абсолютно не отражающими качество подготовки специалистов в Вузе здравую идею разделения успешных и неуспешных Вузов. Последующая "реформа" РАН только подтвердила приоритеты Медведева-Ливанова на развал всего, что еще устойчиво функционирует, с передачей собственности на кормление "эффективным" ближним боярам.
  • Не смог наладить "теплые" конструктивные отношения со всей сложившейся в последние 20 лет сюрреалистической вертикалью власти. Она отвратительна, особенно на региональном уровне. Посмотрите на лица чиновников и "народных" депутатов, представляющих ведущую партию. Все они, за редким исключением, с однотипными с точки зрения физиогномики признаками вырождения человечности: приспособленцы, хамелеоны, лицемеры, шельмы, имитаторы и конечно, большие джентльмены удачи. Для них власть – это всегда бизнес. Решая только для себя и родственников проблемы дальнейшего накопления кубышек и собственности, они одновременно призывают к борьбе с коррупцией, возрождению России, помощи малому и среднему бизнесу (уже в течении 20 лет), реформированию ЖКХ к следующему веку, спасению утопающих и так далее, по списку. Можно ли с этой "элитой" заниматься созиданием? Неужели Президент искренне намерен строить великую Россию с подобной братией?                                         
  •